Проверочная закупка - это оперативно-розыскное мероприятие (далее ОРМ), которое при наличии определенных оснований и условий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), может быть проведена оперативными сотрудниками правоохранительных органов в отношении любого гражданина,
Проверочная закупка представляет собой совокупность действий по искусственному созданию органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (сотрудником оперативного подразделения), ситуации мнимой сделки купли-продажи, в ходе которой с целью получить оперативно значимую информацию с ведома и под контролем органа, осуществляющего ОРД, приобретается товар (без цели потребления и сбыта) у лица - объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.)
Одним из тактических приемов осуществления проверочной закупки наркотических средств является, в частности, возможность привлечения к участию в ней в качестве «покупателей» граждан из числа употребляющих наркотики и ранее осуществлявших добровольную сдачу наркотиков. Последнее обстоятельство освобождает их от уголовной ответственности. Участие в проверочной закупке таких граждан - вынужденное, но подчас необходимое условие, так как считается, что знакомство сбытчика с «покупателем» притупляет бдительность сбытчика, обеспечивает совершение сделки под контролем оперативно-розыскного подразделения.
Здесь следует сказать о том, что целенаправленно созданные условия для совершения мнимой сделки купли-продажи наркотика не означают совершение оперативными службами провокационных действий в отношении сбытчика.
Необходимо отграничивать законные действия оперативных служб от провокации.
Пленум Верховного Суда РФ № 14 от 15.06.2006г. (в ред. от 23.12.2010 N 31).определил, что результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических..., сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.
Таким образом, при проведении ОРМ «проверочная закупка» недопустимо создавать такие условия, при которых заподозренное в сбыте лицо лишается возможности избирательного поведения.
Кроме этого, необходимо установить, что инициатива к совершению сделки исходила исключительно от предполагаемого сбытчика, а не от оперативных служб или лица, участвующего в таком ОРМ со стороны последних.
Побуждение к совершению преступных действий, т.е. вызов решимости у предполагаемого сбытчика совершить конкретные противоправные действия, которые в иной ситуации, без вмешательства иных лиц, он не совершил бы и не мог совершить, являются провокацией, что исключает привлечение спровоцированного к уголовной ответственности. Аналогичные признаки могут присутствовать и в тех случаях, когда первичное ОРМ «проверочная закупка» было проведено в соответствии с требованиями закона, а второе и последующие с признаками провокации. Это так называемые неоднократные оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными службами в отношении одного и того же лица.
В каких же случаях вторая и последующие «проверочные закупки» будут являться провокационными.
Согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» задачами оперативно-розыскной деятельности являются, в частности, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
В соответствии с требованиями указанного закона, если при проведении первого ОРМ «проверочная закупка», оперативные сотрудники установили факт сбыта наркотика, т.е. событие, которое бы фиксировало, что продавец передал наркотик покупателю и получил за это деньги, то в таком случае оперативные сотрудники обязаны пресечь совершаемое преступление (распространение наркотического средства), и задержать сбытчика сразу же на месте преступления с поличным – полученными от закупщика денежными средствами.
Если же оперативные сотрудники не предприняли никаких предусмотренных законом мер для пресечения выявленного преступления, которое они обнаружили во время проведения контролируемого ими ОРМ «проверочная закупка», и в последующем с этим же закупщиком в отношении одного и того же продавца наркотиков стали проводить вторую, третью и т.д. «проверочные закупки», то подобные действия будут подпадать под нарушение ст.5 ФЗ «Об ОРД», согласно которой органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).
О незаконности неоднократных проверочных закупок в отношении одного и того же лица свидетельствует и то, что сотрудники оперативных служб при проведении первой проверочной закупки заранее предполагают, что в нарушение ст.2 ФЗ «Об ОРД» они не будут пресекать преступные действия сбытчика, задерживать его и изымать переданные за наркотики деньги, о чем могут свидетельствовать неоднократные постановления о проведении «проверочных закупок» с однотипным содержанием.
При установлении по материалам уголовного дела отсутствие новых оснований для проведения повторного оперативно-розыскного мероприятия, все доказательства, полученные в результате такого мероприятия требуют признания недопустимыми, поскольку первое оперативно-розыскное мероприятие уже было проведено с целью выявления преступной деятельности, которая и была выявлена, но не пресечена, как того требуют ст. ст. 2, 7 ФЗ «Об ОРД».
|